Понедельник, 16.06.2025, 00:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МО учителей русского языка и литературы ГБОУ школы №494

Меню сайта
Обратная связь

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Вечер русского романса

ВЕЧЕР  РУССКОГО   РОМАНСА

                                    сценарий

          литературно – музыкальной  композиции

           «ПОД  ДИВНЫЕ  ЗВУКИ  РОМАНСА»

 

                                                                                        Е.М.Дергунова,                               учитель русского языка   и литературы                                                                                                      ГБОУ  СОШ № 494   

                                                                                        Т.Н.Тодерашку,                                           педагог дополнительного образования                                                                                                                   хорового объединения «Рассвет»                                                                                                                                ДДТ «Современник»

Введение: программа по литературе 9 класса предусматривает ознакомление школьников с таким жанром как романс, данный сценарий является дополнительным иллюстрирующим звеном по предлагаемой теме, также может рассматриваться как обобщающий урок по теме «Русские романсы на стихи поэтов 19-20 века».

Возраст учащихся – 15-17 лет.

Цели:

Познакомить современных школьников с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию. Расширить формы творческого сотрудничества коллективов ДДТ и школы.

            Задачи:

Обучающие:                                                                                                                                                      познакомить с историей возникновения и развития жанра романса, с творчеством русских композиторов и поэтов,  с современным романсом в кинематографе, с русскими национальными традициями, с проведением досуга русского дворянства 19 века на примере музыкальной гостиной, с культурой поведения и общения, с историями взаимоотношений великих людей.

Развивающие:                                                                                                                                                 развитие представления о жанре романса, расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии 19 века, расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой и театром, развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике как исполнители, подготовка к успешной социализации в обществе. 

Воспитательные:                                                                                                                                           воспитание любви к русской национальной культуре, традициям, влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения посредством русской музыки и литературы 19 века. 

Предварительная работа:                                                                                                                                разработка сценария, подбор музыкального материала, подготовка презентации, репетиционно – постановочная работа, оформление и распространение пригласительных билетов, оформление зала. 

Используемые материалы и оборудование:                                                                                      видео и аудио аппаратура, экран для показа презентации, фонограмма для презентации, магнитофон, столы, скатерти, подсвечники, цветы, портреты, мольберты, гитара, балалайка, сарафаны, ленты, шали, платки.   

Оформление зала:  портреты композиторов и поэтов, столики с подсвечниками, цветы.

Методические рекомендации для педагогов:

1.ознакомление учащихся с литературой, посвящённой поэтам и композиторам – авторам романсов

2.прослушивание знаменитых романсов на стихи поэтов 19-20 века, ознакомление с историей их создания

3.распределение между учащимися литературного и музыкального материала

4.индивидуальные занятия с каждым учащимся над его материалом

5.проведение монтировочных репетиций согласно сценарному плану для объединения всего материала воедино

6.работа над костюмами 

7.репетиции и прогоны композиции                                                                                                                 

 

Сценарий литературно-музыкальной композиции                                                                                       

На сцене стулья расставлены полукругом, стоят столики, на них подсвечники, веер, перчатки, раскрытые книги, гитара. На стенах висят портреты авторов романсов или композиторов.

Звучит запись романса Г.Свиридова из к\ф «Метель». Постепенно гасится свет, выходят ведущие со свечой, ставят её на рояль и на фоне музыки читают стихотворение А.А.Фета «У камина».

   1) Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.

Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.

Встает ласкательно и дружно,
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.

1856 

 

2)Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Звучит романс «Белой акации гроздья душистые» ( слова М.Матусовского, музыка В.Баснера)

1-ый ведущий: Добрый вечер. Как часто в концертах, по радио, телевидению мы слышим вокальные произведения, которые отличаются исключительной выразительностью, голос их негромок и обращён не к массовой аудитории слушателей, а лично к каждому, так просто и задушевно ведётся в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Эти произведения называются романсами.

 2-ой ведущий: Сегодня мы открываем музыкальную гостиную, которая посвящена русскому романсу. Удивительное это явление – романс. Услышишь его, и всё в тебе перевернётся, охватывая невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. Сегодня мы поближе познакомимся с историей романса.

1-ый ведущий: Многие из вас с удовольствием слушают романсы или сами их поют. А где же впервые появился романс? Откуда пришёл к нам на русскую землю? Что означает это слово?

2-ой ведущий: Родиной романса считается Испания. Именно здесь в 13-14 веках странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что означает исполняемый на романском языке, т.е. на испанском, а не на латинском – официальном языке католической Испании. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполнялись на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Поэтому произведение, написанное на романском (испанском) языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку, романсами. Романс исполнялся одним солистом и обязательно с инструментальным сопровождением, чаще всего это была гитара или фортепиано.

1-ый ведущий: В 16-17 веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. В России этот жанр появился в начале 19 века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, но со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Конечно, вы слышали замечательные романсы Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Булахова.

2-ой ведущий: Пётр Петрович Булахов родился в 1822 году в семье музыканта. Им написано около 80 романсов на стихи русских поэтов. Значительную часть жизни композитор был прикован к креслу параличом. Граф Шереметев, почитатель таланта Булахова, предоставил ему дачу в Кусково, где он жил до смерти в 1885 году. Гнёт неизлечимой болезни усугублялся тяжёлым материальным положением, но это никак не сказалось на его творчестве. Радостью бытия, солнечным настроением проникнута музыка романса «Колокольчики мои, цветики степные» на стихи Алексея Константиновича Толстого. Послушайте этот романс в исполнении……….

Звучит романс «Колокольчики мои, цветики степные» (музыка  П.П.Булахова, слова  А.Толстого )

1-ый ведущий: Русские романсы первой половины 19 века создавались не для исполнения на концертах, а для любителей, встретившихся в непринуждённой обстановке, в кружке или салоне, зачастую за праздничным столом. Отсюда традиция – не столько петь романс, сколько напевать его. Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминались, т.к. были близки к знакомым народным мелодиям и насыщены их интонациями и оборотами.

2-ой ведущий: Александр Егорович Варламов родился в Москве в 1801 году в семье титулярного советника. Обладая прекрасным музыкальным слухом, уже с 9 лет пел в Петербургской придворной певческой капелле. В 1832 году он получает должность помощника главного капельмейстера всех московских театров, на это время приходится расцвет его композиторской деятельности. Варламовым написано 200 романсов, которые пользовались большим успехом. Романс «Красный сарафан» на стихи актёра Малого театра Николая Григорьевича Цыганова произвёл фурор в 30-е годы 19 века. Послушайте этот романс в исполнении………

Звучит романс «Красный сарафан» (музыка А.Е.Варламова, слова Н.Г.Цыганова )

1-ый ведущий: Музыкальное образование в России в начале 19 века считалось необходимым условием хорошего воспитания. Барышни, порой под собственный аккомпанемент, в больших и маленьких гостиных пели романсы. Пели их и на студенческих пирушках, пели юные гусары, словом, романс увлёк всех своей искренностью, очарованием, простотой и мелодической прелестью. Стихи любимых романсов вписывали в альбом – так называемые лирико-поэтические дневники, которые вели барышни и дамы в каждой семье.

2-ой ведущий: Авторство многих романсов не установлено до сих пор. Так текст романса «Ночь светла» впервые появился в приложении к журналу «Радуга». Но поэт подписался инициалами «Л.Г.», позднее авторство приписывалось Николаю Языкову. Композитор тоже достоверно неизвестен. Это может быть   и пианист московского ресторана «Яр» Яков Пригожий, и гитарист Соколовского цыганского хора Николай Шишкин, и аккомпаниатор Варвары Паниной  Михаил Шишкин. Сейчас трудно сказать, кто же был первоначальным автором, а кто аранжировщиком. Но романс стал популярен и сегодня прозвучит в исполнении…….

Звучит романс «Ночь светла» ( слова Н.Языкова? музыка М.Шишкина?)

1-ый ведущий: Старинные русские романсы разнообразны по содержанию и настроению, но среди них всегда было больше печальных, чем радостных и весёлых. Даже в безудержной лихости непременно слышится своя грустная, часто запрятанная вглубь, но всегда так остро колющая сердце нота. Человеку чуткому с трудом удаётся подавить подкатывающий к горлу тёплый комок не то от радости, не то печали от зазвучавшей вдруг в душе забытой струны.

Звучит романс «В лунном сиянии» (слова и музыка Е.Юрьева)

2-ой ведущий: С момента появления в России, романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическое направление основывалось на художественной литературе, а бытовое – на русской народной и городской песне. Примером городского романса является романс «Степь да степь кругом». Слова написаны крепостным графа Шереметева Иваном Захаровичом Суриковым. В 1850 году восьмилетним мальчиком его привезли в Москву, где он помогал отцу в торговле и урывками учился грамоте у соседей. Многие его горестные стихи о народной нужде, о жизни крестьянской бедноты положены на музыку и стали песнями и романсами. Самый известный из них вы сейчас услышите в исполнении………..

Звучит романс «Степь да степь кругом» (слова И.З.Сурикова, музыка неизв.)

1-ый ведущий: Примером классического романса считается романс «Утро туманное» на стихи замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Содержание его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, одной из замечательных женщин 19 века, великой певице. Она пела почти во всех европейских столицах, но своей славой была обязана Петербургским сезонам. В 1843 году состоялось их знакомство. Вспоминая об этом, Полина говорила: «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». Их роман длился 40 лет, он покрыт каким-то «печальным туманом». В постоянных странствиях за певицей по Европе, Тургенев мечтал об отношениях тихих и прочных, об осёдлой семейной жизни. Но этому не суждено было сбыться. Тоской и горечью наполнен этот романс. Послушайте его в исполнении……

Звучит романс «Утро туманное» (слова И.С.Тургенева, музыка Абаза)

2-ой ведущий: Тема романсов одна – любовь; всё остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в какой связано с этой темой. Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Она неповторима и вечна, как жизнь. Поэтами всех времён и народов написаны десятки сотен стихотворных строк, продиктованных чувством любви. Большинство из них переложены на музыку и стали известными романсами. Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.

1-ый ведущий: Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очаровательной женщиной. Как будто тяжёлый груз давил её, а в огромных глазах затаённая грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого человека. Прошло 6 лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить её и подарил недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Когда Анна раскрыла ещё не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновение», посвящёнными ей. Это стихотворение навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.

2-ой ведущий: Спустя почти 20 лет на одной из семейных вечеринок у своей сестры великий русский композитор Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. Она пела. Он слушал её голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, ещё не осознанное, рождалось в душе. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на слова Пушкина. И опять эти слова зазвучали признанием в любви.

Звучит романс в записи «Я помню чудное мгновенье» (стихи А.С.Пушкина, музыка М.И. Глинки)

1-ый ведущий: Романс – драматический монолог, который исполняется от первого лица, и позволяет своему автору выразить все те чувства и размышления, переполняющие его. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу своего героя. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили их жизни и души.

2-ой ведущий: 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат и поэт Фёдор Иванович Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма 3. За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру. Но ни Амалия, ни Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли её через всю жизнь. С годами они встречались всё реже и реже. Одна из встреч произошла в 1870 году, когда поэт написал своё стихотворение-признание «Я встретил вас». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом. Последняя встреча произошла в 1873 году, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слёзы. Он долго смотрел на неё, не произнося от волнения ни слова.

Звучит романс в записи «Я встретил вас» (стихи Ф.И. Тютчева, музыка неизвестного автора)

1-ый ведущий: Непостижимый, прекрасный, удивительный, пленительный, страстный, чарующий, вдохновляющий, волнующий и хрупкий. О романсе можно говорить очень много. Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова трогают душу каждого человека.

2-ой ведущий: Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает

И петь, и плакать, и любить.

Звучит романс «Тонкая рябина» (слова И.З.Сурикова, музыка неизв.)

1-ый ведущий: Вскоре после Октябрьской революции новая власть объявила романс «буржуазным пережитком», мешающим строить светлое будущее, где не место всяким любовным переживаниям. И в русской культуре на несколько десятилетий он был забыт. Лишь со 2 половины 1950 годов романс как жанр был «реабилитирован»  и стал постепенно возвращаться к советским слушателям.

2-ой ведущий: Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Проходят годы, нот романс продолжает жить в наших сердцах.

1-ый ведущий: Вот и подошёл к  концу наш вечер. Хочется над

Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz