Суббота, 14.06.2025, 02:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МО учителей русского языка и литературы ГБОУ школы №494

Меню сайта
Обратная связь

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Урок литературы в 7 классе

КОНСПЕКТ  УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Тема урока: «Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

 

 

 

 7А КЛАСС

 

Проведён 23 мая 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОУ № 494  Выборгского р-на

г. Санкт-Петербурга

 



 

 

 

Учитель Колногорова А. Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Оформление урока:

1.     Плакаты: -  «Самое главное, что я хочу

                          сказать молодому поколению, -

                          спешите учиться,

                          спешите получать образование.»  Д.С.Лихачёв

                      -  Слово И.И.Бунин

                                     «Молчат гробницы, мумии и кости, -

                                      Лишь слову жизнь дана:

                                      Из древней тьмы, на мировом погосте,

                                      Звучат лишь Письмена!

                                   И нет у нас иного достояния!

                                   Умейте же беречь

                                    Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,

                                    Наш дар бесценный – речь!

                        -  «Книга спасает от смерти»  Д.С.Лихачёва;


2.     Выставка книг Д.С.Лихачёва: «Воспоминания»,  «Раздумья», «Книга беспокойств», «Письма о добром и прекрасном».

3.     Диск с письмами Д.С.Лихачёва – читает Заслуженный артист России Алексей Емельянов.

II.                Вступительное слово учителя.

Д. С. Лихачёв – выдающийся учёный, публицист, общественный деятель ХХ столетия. Его творчество – это целая эпоха в истории русской культуры, которое будет изучать не одно поколение людей нашей страны.

Сегодня мы познакомимся с биографией Д.С.Лихачёва. Он большую часть своей жизни посвятил изучению древнерусской литературы. В 9 классе вы будете читать «Слово о полку Игореве», которое перевёл Дмитрий Сергеевич. Обратимся к эпиграфам нашего урока.

III.             Рссказы учащихся с просмотром слайдов о жизни Д.С.Лихачёва (Полина Ж., Алёна М., Валя Ч., Маша Г., Айнур Г., Настя Т.).

IV.            Работа с учебником. Статья Лихачёва «Земля родная».

          Работа по статье. Что же главное в этой статье? Постараемся определить.

          Ответ. – Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных.

V.               Прослушивание диска. Письмо № 22 «Любите читать».

Вопрос учителя: Какие советы Д.С.Лихачёва можно взять за основу? Ответы – Читать с выбором. Перечитывать. Чтение не должно быть случайным. Литература делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, служит проводником в другие эпохи, к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей.

VI.            Прослушивание письма № 14 «О хороших и дурных влияниях».

Беседа по прослушанному. О чём заставило задуматься это письмо? Отведы учащихся – Плохих влияний следует опасаться, Человек с волей не поддаётся дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддаётся дурным влияниям.

Учитель «Дмитрий Сергеевич говорит нам: «Бойтесь безотчётных влияний: особенно если вы ещё не умеете точно, чётко отличить хорошее от плохого.

VII.         Учитель читает письмо № 26 «Учитесь учиться».

Беседа по прослушанному письму. Запись вывода «Нужно помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости ум человека более восприимчив. Берегите себя для учения».

VIII.      А какие письма Лихачёва вы самостоятельно прочитали?

1-й ученик «Большое в малом».

Вывод. «Надо быть честным, внезаметном и случайном».

2-й ученик. Письмо № 3 «Самое большое».

Вывод. «Самая большая цель жизни: увеличивать добро в окружающем нас. Мудрость это ум соединённый с добротой. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего.

3-й ученик. Письмо № 12 «Человек должен быть интеллигентен».

Вывод. «Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

IX.            Итог урока.

 Учитель. Книга  «Письма о добром и прекрасном» - одна из самых задушевных книг академика  Лихачёва. Он щедро делится своими размышлениями о том, что кажется важным ему самому:о смысле жизни, о мудрости, красоте,  справедливости, дружбе, любви, культуре.

 

Х.     Домашнее задание. Сочинение «Какие письма Лихачёва кажутся мне самыми важными» 

       

Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz