КОНСПЕКТ
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Тема урока: «Д. С. Лихачёв «Письма о
добром и прекрасном»
7А КЛАСС
Проведён 23 мая
ГОУ № 494 Выборгского р-на
г. Санкт-Петербурга
Учитель Колногорова А. Д.
I.
Оформление урока:
1. Плакаты: - «Самое главное, что я хочу
сказать
молодому поколению, -
спешите учиться,
спешите
получать образование.» Д.С.Лихачёв
- Слово И.И.Бунин
«Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь
слову жизнь дана:
Из
древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат
лишь Письмена!
И нет у нас
иного достояния!
Умейте же
беречь
Хоть в меру
сил, в дни злобы и страдания,
Наш дар
бесценный – речь!
- «Книга спасает от смерти» Д.С.Лихачёва;
2.
Выставка книг
Д.С.Лихачёва: «Воспоминания», «Раздумья»,
«Книга беспокойств», «Письма о добром и прекрасном».
3.
Диск с письмами
Д.С.Лихачёва – читает Заслуженный артист России Алексей Емельянов.
II.
Вступительное
слово учителя.
Д.
С. Лихачёв – выдающийся учёный, публицист, общественный деятель ХХ столетия.
Его творчество – это целая эпоха в истории русской культуры, которое будет
изучать не одно поколение людей нашей страны.
Сегодня
мы познакомимся с биографией Д.С.Лихачёва. Он большую часть своей жизни
посвятил изучению древнерусской литературы. В 9 классе вы будете читать «Слово
о полку Игореве», которое перевёл Дмитрий Сергеевич. Обратимся к эпиграфам
нашего урока.
III.
Рссказы учащихся
с просмотром слайдов о жизни Д.С.Лихачёва (Полина Ж., Алёна М., Валя Ч., Маша
Г., Айнур Г., Настя Т.).
IV.
Работа с
учебником. Статья Лихачёва «Земля родная».
Работа по статье. Что же главное в этой
статье? Постараемся определить.
Ответ.
– Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его
наилучших друзей – самых близких, самых нужных.
V.
Прослушивание
диска. Письмо № 22 «Любите читать».
Вопрос
учителя: Какие советы Д.С.Лихачёва можно взять за основу? Ответы – Читать с
выбором. Перечитывать. Чтение не должно быть случайным. Литература делает
человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и
понимание жизни, служит проводником в другие эпохи, к другим народам,
раскрывает перед нами сердца людей.
VI.
Прослушивание
письма № 14 «О хороших и дурных влияниях».
Беседа
по прослушанному. О чём заставило задуматься это письмо? Отведы учащихся –
Плохих влияний следует опасаться, Человек с волей не поддаётся дурному влиянию,
он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддаётся дурным влияниям.
Учитель
«Дмитрий Сергеевич говорит нам: «Бойтесь безотчётных влияний: особенно если вы
ещё не умеете точно, чётко отличить хорошее от плохого.
VII.
Учитель читает
письмо № 26 «Учитесь учиться».
Беседа
по прослушанному письму. Запись вывода «Нужно помнить, что самое благоприятное
время для учения – молодость. Именно в молодости ум человека более восприимчив.
Берегите себя для учения».
VIII.
А какие письма
Лихачёва вы самостоятельно прочитали?
1-й
ученик «Большое в малом».
Вывод.
«Надо быть честным, внезаметном и случайном».
2-й
ученик. Письмо № 3 «Самое большое».
Вывод.
«Самая большая цель жизни: увеличивать добро в окружающем нас. Мудрость это ум
соединённый с добротой. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье,
счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего.
3-й
ученик. Письмо № 12 «Человек должен быть интеллигентен».
Вывод.
«Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое
отношение к миру и к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать –
тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
IX.
Итог урока.
Учитель. Книга «Письма о добром и прекрасном» - одна из самых задушевных книг академика Лихачёва. Он щедро делится своими размышлениями о том, что кажется важным ему самому:о смысле жизни, о мудрости, красоте, справедливости, дружбе, любви, культуре.
Х. Домашнее
задание. Сочинение «Какие письма Лихачёва кажутся мне самыми важными»