Суббота, 14.06.2025, 03:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МО учителей русского языка и литературы ГБОУ школы №494

Меню сайта
Обратная связь

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Конспект открытого урока по русскому языку

                       Конспект открытого урока по русскому языку в 5 «Б» классе

        учителя русского языка и литературы Агарковой Натальи Николаевны

                            ГБОУ  СОШ №494  Выборгского района СПб

 

Дата урока: 16.10. 2013

Тема урока:  «Тире между подлежащим и сказуемым»

Место урока в системе уроков: текущий

Цели урока:

  • создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической деятельности

Задачи  урока:

  • формировать умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;
  • закрепление навыков работы с текстом;
  • развитие устной речи учащихся;
  • научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже

Тип урока: изучения  и первичного закрепления знаний

Форма урока: урок взаимообучения

Методы урока: объяснительно-иллюстративный с элементами репродуктивного

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная

Возрастная категория: 5 класс

   УМК: раздаточный материал ( тексты,)

   Средства наглядности: презентация

   Технология: работа в парах, индивидуально

 

                                                        Ход урока

 

1. Организационный момент:

- включение   в    деловой ритм;

- проверка готовности к работе (комплекты  учебных  принадлежностей)

2. Приветствие:

- создание   комфортного   рабочего   климата;

3. Мотивация учащихся. Беседа.

У нас сегодня праздник, праздник знаний. Мы должны постараться провести его так, чтобы все дети нашего класса получили удовольствие от урока и подарок, а подарком будет новое полученное знание.

Девизом нашего урока будет пословица: «Ученье – свет»  (слайд 1)

4. Проверка домашнего задания:

Для того чтобы вспомнить основные орфографические правила, которые вы знаете, проведем орфографическую минутку, какие буквы пропущены и почему.

(Приложение 1)

Слова расположены именно в таком порядке неслучайно, догадайтесь почему (по 1буквам слов получится слово СИНТАКСИС).

5. Повторение темы  «Синтаксис».

Охарактеризуйте предложение, выписанное на доску, по цели высказывания и по интонации. Назовите главные члены предложения.

(Приложение 2)

6. Подготовка к восприятию нового материала.

Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех? (слайд 2)

(Приложение 3)

Возможный ответ: не хватает знаков завершения

Прочитайте полученный текст (слайд 3)

(Приложение 4)

           Точка - важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

            7. Изучение нового материала.

Продолжаем изучение синтаксиса. Речь сегодня на уроке пойдет о знаках препинания, точнее об одном знаке. О нем вы сейчас узнаете, если обратите внимание на наше предложение.

            (Приложение 2)

Возможный ответ: тире

Правильно, а сегодня Тире пришел к нам в гости. (Входит ученик-Тире, читает стих).

           (Приложение 5)

  8. Целеполагание.

- Ребята, скажите, зачем пришел к нам Тире, сформулируйте цель нашего урока.

              Работа с предложениями на доске:

                     (Приложение 6)

 Прочитайте предложения.

 Назовите подлежащее и сказуемое.

 Словами какой части речи выражено подлежащее? А подлежащее всегда стоит в именительном падеже.

 Словами какой части речи выражено сказуемое в этих предложениях?

  В каком падеже стоит имя существительное?

 Какой знак препинания находится между подлежащим и сказуемым?

 Сделайте вывод.

Возможный ответ: подлежащее изморось, выражено именем существительным в И.п., сказуемое дождь, выражено именем существительным в И.п., между ними стоит тире.

Прочитайте материал в учебнике на стр.69. Сравните его с нашим выводом.

 Какова тема нашего урока?

 Возможный ответ: Тире между подлежащим и сказуемым.

 Запишите тему в тетрадь. (слайд 4)

 

            9. Составление алгоритма.

Чтобы понять, нужно ли поставить тире между подлежащим и сказуемым, на что нужно обратить внимание?

Возможный ответ:

1. Надо найти подлежащее и сказуемое.

2. Выяснить какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

3.Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже, то ставится тире.

4. Обратить внимание, нет ли между подлежащим и сказуемым слова ЭТО.

            10. Разминка.

Проводит Тире.

                    (Приложение 7)

            11. Закрепление материала.

Проведение теста.

                   (Приложение 8)

Игра «Составь предложение» (каждому ученику раздаются конверты с карточками, на которых написаны слова, по сигналу дети должны выстроить предложение и в нужном месте поставить тире)

                   (Приложение 9)

 Объясните, как вы понимаете эти слова.

Возможный ответ: если все будут совершать добрые дела – в ответ тоже будут получать добро.

                       12. Рефлексия.

Проверка достижения поставленных целей.

 Продолжи предложения.

Сегодня на уроке…

Я не знал(а) …

Теперь я знаю …

Мне было трудно …

Мне было легко, потому что …

Мне захотелось …

                    13. Домашнее задание.

Параграф 32

Найти пословицы о знаниях, о науке, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым.

 

 

 

 

 

 

 

                                               Приложение 1

С…езд

Извес…ный

Ноч…

Тр…пинка

Адр…с

К рощ…

Сне…

Искрит(?)ся

Сем…я

                                                 Приложение 2

Пунктуация - раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.

 

                                     Приложение 3

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

А.Арсирий

 

                                        Приложение 4

В реке там рыба .На бугре
Мычит корова .В конуре
Собака лает .На заборе
Поет синичка .В коридоре
Играют дети .На стене
Висит картина .На окне
Узоры инея .В печурке
Горят дрова .В руках девчурки
Нарядная там кукла .В клетке
Ручной щегол поет .Салфетки
Там на столе лежат .Коньки
К зиме готовят там .Очки
Лежат для бабушки .Тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

 

                                                 Приложение 5

Когда свои подчеркиваешь мысли,

Когда ты пишешь диалог любой,

Твоя отметка полностью зависит

От поперечной палочки одной.

Тире – мое короткое названье,

Не палка я, а очень важный знак.

Чтоб уделить грамматике вниманье,

Не сможешь избежать меня никак!

                                                  Приложение 6

Изморось  - очень мелкий дождь.

Изморозь – похожий на иней осадок, образующийся во время мороза.

 

                                          Приложение 7

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

 

А теперь проведем с вами такое упражнение: я читаю вам предложение. Если в нем ставится тире, то вытяните в сторону правую руку, если нет, то левую руку. Не знаете ответ - поднимите вверх обе руки.

 

      1. Берёза – символ России.

      2. Фламинго строят гнезда по берегам морей.

      3. Сырой октябрь дышит мне в окно. 

      4. Осыпал лес свои вершины.

      5. Чтение – вот лучшее учение.

      6. Буратино-герой сказки Алексея Толстого.

 

                                                  Приложение 8

 

1.Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире:

а) Осенние пейзажи радуют душу.

б) Осень пора грибов.

в) В чистом воздухе витают осенние запахи.

 

2. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире:

а) Сказка мечта человека о прекрасном.

б) Октябрь второй месяц осени.

в) На мокрой земле лежат бурые листья.

 

3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка:

а) Мчатся по небу серые тучи.

б) Луг и озеро окутал густой туман.

в) Птицы жители леса.

 

                                              Приложение 9

В наше непростое время доброта – самое важное человеческое качество.

 

 

Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz