Конспект открытого урока по литературе в 5 «а» классе
учителя русского языка и литературы Шимчук Натальи Владимировны
ГБОУ СОШ № 494 Выборгского района Санкт-Петербурга
Дата урока: 29.04 2014
Тема урока: «Закрепление знаний о глаголе»
Место урока в системе уроков: текущий
Цели урока:
1. Проверить и систематизировать знания учащихся, полученные ими при изучении темы «Глагол» (учащиеся данного класса должны показать свои знания по данной теме)
продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте;
совершенствовать навык грамотного письма;
Задачи урока:
развивать устную речь учащихся, обогащать лексикон;
развивать воображение учащихся, их речь, мышление, память, внимание;
учить отвечать на поставленные вопросы
продолжить работу надо синтаксическим и морфологическим разборами;
закреплять навыки работы с текстом;
воспитывать уважение друг к другу, умение слышать друг друга.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: смешанный
Методы урока: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемные, поисковые.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная
Возрастная категория: 5 класс
УМК: Г.А. Богданова /Уроки русского языка в 5 классе. М. «Просвещение» 2010; В.А. Лебедев / Поурочные разработки. 5 класс. М. «Дрофа» 2001; Нестандартные уроки русского языка. 8 класс. / Составитель Г.В.Цветкова. Волгоград» Корифей» 2016, ресурсы Интернет
Средства наглядности: сигнальные карточки, раздаточный материал (тексты, иллюстрация), компьютер, мультимедийный проектор.
Технология: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа
Ход урока
1. Организационный момент:
- включение в деловой ритм;
- проверка готовности к работе (комплекты учебных принадлежностей)
2. Приветствие:
- создание комфортного рабочего климата;
3. Мотивация учащихся. Беседа. Актуализация знаний.
- целенаправленное создание заинтересованности,
- обращение к жизненному опыту учащихся
- Какой раздел науки о языке называется морфологией?
- Какие части речи мы рассмотрели и повторили при изучении данного раздела? На какие группы можно разделить все части речи? Перечислите самостоятельные/служебные части речи.
- Знания о какой части речи мы закрепляли, не систематизировали?
Возможные ответы:
(морфология-раздел науки о языке, которая изучает части речи; их можно разделить на самостоятельные, служебные части речи и междометия; изучали, но не повторяли знания о глаголе)
Сообщение темы урока.
На сегодняшнем уроке начнём повторять знания, которые вы получил на предыдущих уроках, изучая тему «Глагол».
- Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что глаголы –это слова, оживляющие всё, к чему они приложены»
- Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними? (да, действительно, с помощью имён существительных мы можем назвать всё, что нас окружает, имена прилагательные помогают уточнить то, что названо существительными. И только глаголы могут «оживить » окружающий нас мир).
Давайте же вместе пользоваться многообразием глагольной лексики.
5. Орфографическая пятиминутка.
(Учащиеся записывают слова).
После этого происходит проверка написанного с использованием сигнальных карточек.
Обобщаются знания учащихся.
(Приложение 1)
- Что объединяет все записанные вами слова? (являются одной и той же частью речи, у всех глаголов корни с чередованиями).
- Выделите орфограмму и условия её выбора.
Вывод
- От чего зависит написание букв е-и в данных корнях?
- Можно ли сказать, что корни слов «блеснуть, помирить, примерять, перо, проблески» с этой же орфограммой? Почему?
Какие записанные вами глаголы составляют большую часть?
6. Работа с иллюстрацией.
Учащиеся работают в парах.
Предлагается рассмотреть иллюстрацию, ответить на вопросы. Заполнить её своими примерами, доказать свою точку зрения.
(Приложение 2)
-Выполняя данное задание, что повторили? (повторили знания о неопределённой форме глагола).
7. Грамматическая викторина.
Учащиеся отвечают на вопросы викторины, доказывая своё мнение.
(Приложение 3)
Вы немножко переключились, отдохнули. Теперь ответьте на следующий вопрос:
-Когда, с какой целью мы будем ставить глагол в неопределённую форму? (чтобы определить безударные личные окончания глаголов).
8. Работа с текстом.
Учащиеся читают текст. Отвечают на вопросы учителя.
(Приложение 4)
- Можно ли назвать прочитанные вами предложения текстом? Докажите.
- Озаглавьте текст.
- На какие группы можно разделить слова в зависимости от орфограмм в них? Какие орфограммы вы увидели в словах?
- Каким правилом вы воспользовались, чтобы вставить окончания глаголов?
- Сколько грамматических основ в сложных предложениях?.
- Как связаны простые предложения в составе сложного?
- В чём сходство и отличие простых предложений, входящих в состав сложного?
- Правописание какой буквы будет зависеть от того, стоит глагол в неопределённой форме или нет?
9. Динамическая физминутка.
Учащиеся поворачиваются вправо, если в глаголе пишется –ТЬСЯ, влево, если в глаголе пишется –ТСЯ. Хлопают в ладоши, если слово на другую орфограмму.
10. Синтаксический разбор предложения.
Учащиеся выписывают сложное предложения, выполняют синтаксический разбор.
- Какие знания о глаголе успели мы повторили?
11. Систематизация знаний. Морфологический разбор глагола.
Учащимся предлагается прочитать готовый морфологический разбор глагола, найти ошибки в разборе. Доказать свою точку зрения.
(Приложение 5)
Далее ученики самостоятельно выполняют морфологический разбор глаголов.
1 вариант выполняет морфологический разбор глагола «встречают»,
2 вариант- глагола «выкатится».
Параллельно два ученика работают на доске. Совместная поверка.
12. Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя о глаголе.
(Приложение 6)
13. Рефлексия.
- Чем занимались на уроке?
- Со всеми ли заданиями вы легко справились?
- Какие задания вызвали у вас трудности при выполнении?
14. Домашнее задание:
Составить кроссворд, в который бы входили понятия, информация по теме «Глагол».
Приложение 1
Орфографическая пятиминутка.
Блистать, замереть, запирать, прибирать, расстелить, протирать, удирать, приберу, сдерёт, растереть, сдирает, расстилать, поджигать, избирать, собирать, упираться, разжечь.
Приложение 2
Работа в парах:
- В стране Глаголии построили посёлок.
- По какому принципу вы поселите жителей в дома?
- Что объединяет все эти слова? (все глаголы, стоят в неопределённой форме).
- Чем отличаются жители глаголы, жители разных улиц?
- Чем отличаются Жильцы домов на одной и той же улице?
- Можно ли определить время, лицо, число этих глаголов? Почему?
Приложение 3
Грамматическая викторина
1.У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами? (смеркалось, хотелось, появилось, началось и т.д.)
2. У каких глаголов в конце большое помещение? (сказал, помазал, указал и т.д.)
3. У каких глаголов нельзя определить время? (у глаг. в неопредел. форме)
4. С какой буквой Ф-помогать, без Ф- торжественно шагать? (шефствовать и шествовать).
5. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить ещё л? (металл)
6. Какие глаголы читаются одинаково слева направо и справа налево? (летел, лакал, латал, лишил и др.)
7. Какой глагол называет вас своим?
8. Какие глаголы своими окончаниями нам велят есть?
9. У каких глаголов вместо окончания личное местоимение 3-го лица множественного числа в дательном падеже? (глаголы 1 лица мн. числа).
Приложение 4
Работа с текстом
Природа Заполярья скромна и неброска. (З,С)десь тебе (не) поп.дутся деревья-великаны, (не) встрет…ся и заморские р…стения. Но каждый залюбу…ся стройными р…бинками на горо…ской улице, прислуша…ся к крику чаек, которые встречают корабли.
Застав…т тебя улыбну…ся и первые лучи долгожданного со...ца. Радос…но заб…тся сер…це, когда прекрасное св…тило полностью выкат…ся из(за) г…ризонта.
Приложение 5
(На доске морфологический разбор глагола)
I. Прислушается- глагол (что сделает?) обозначает действие предмета.
II. 1. Н.ф.- слушать
2. переходный, совершенного вида, 2 спряжения, возвратный.
прошедшее время, ед. число, м.р.
III. На улице (что сделает?) прислушается .
Приложение 6
1. Что обозначает глагол? (действие)
2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)
3. Как изменяется глаголы? (по временам)
4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются … (по лицам и числам)
5. В Прошедшем времени … (по родам (в ед.ч.) и числам)
6. В предложении глагол бывает … (сказуемым, реже другими членами предложения)
7. Как отличить глаголы совершенного и несовершенного вида? (глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? …, несовершенного что делать?)
8. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)
9. Пишется или нет в Н.Ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да)
10. Когда ещё пишется ь знак после шипящих на конце глаголов? (во 2-ом лице ед. числа, у глаголов в повелительном наклонении).
11. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)
12. Назови суффикс глагола прошедшего времени? (суффикс -л)
13. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
14. Сколько спряжений у глагола? (2)
15. Какое окончание у глагола зависит? (ит) бреет? (ет) стелешь? (-ешь)
16. Продолжите цепочку: -Бер- - -бир-…(-пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, стел- стил, блест-блист). От чего зависит правописание гласных в данных корнях?.