Суббота, 14.06.2025, 03:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МО учителей русского языка и литературы ГБОУ школы №494

Меню сайта
Обратная связь

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Открытый урок по русскому языку

 

                   Конспект открытого урока по литературе в 5 «а» классе

учителя  русского языка и литературы Шимчук Натальи Владимировны

ГБОУ   СОШ № 494   Выборгского    района   Санкт-Петербурга

 

 

Дата урока: 29.04 2014

Тема урока:  «Закрепление знаний о глаголе»

Место урока в системе уроков: текущий

Цели урока:

      1. Проверить и систематизировать знания учащихся, полученные ими при изучении темы «Глагол» (учащиеся данного класса должны показать свои знания по данной теме)

продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте;
совершенствовать навык грамотного письма;

  Задачи  урока:

развивать  устную речь  учащихся,  обогащать  лексикон;
развивать   воображение учащихся, их речь, мышление, память, внимание;
учить отвечать на поставленные вопросы
продолжить работу надо синтаксическим и морфологическим разборами;
закреплять  навыки    работы   с   текстом;
воспитывать уважение друг к другу, умение слышать друг друга.

 

 

Тип урока: обобщение и систематизация  знаний

Форма урока: смешанный

Методы урока: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемные, поисковые.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная

Возрастная категория: 5 класс

 УМК:  Г.А. Богданова /Уроки русского языка в 5 классе. М. «Просвещение» 2010;  В.А. Лебедев / Поурочные разработки. 5 класс. М. «Дрофа» 2001; Нестандартные уроки русского языка. 8 класс. / Составитель Г.В.Цветкова.  Волгоград» Корифей» 2016, ресурсы Интернет

Средства наглядности: сигнальные карточки, раздаточный материал (тексты, иллюстрация), компьютер, мультимедийный проектор.

   Технология:  индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа

 

                                               Ход урока

 

1. Организационный момент:

- включение   в    деловой ритм;

- проверка готовности к работе (комплекты  учебных  принадлежностей)

2. Приветствие:

- создание   комфортного   рабочего   климата;

3. Мотивация учащихся. Беседа. Актуализация знаний.

- целенаправленное   создание   заинтересованности,

    - обращение к жизненному опыту  учащихся

- Какой раздел науки о языке называется морфологией?

- Какие части речи мы рассмотрели и повторили при изучении данного раздела? На какие группы можно разделить все части речи? Перечислите самостоятельные/служебные части речи.

- Знания о какой части речи мы закрепляли, не систематизировали?

Возможные ответы:

(морфология-раздел науки о языке, которая изучает части речи; их можно разделить на самостоятельные, служебные части речи и междометия; изучали, но не повторяли знания о глаголе)

Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке начнём повторять знания, которые вы получил на предыдущих уроках, изучая тему «Глагол».

- Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что глаголы –это слова, оживляющие всё, к чему они приложены»

- Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними? (да, действительно, с помощью имён существительных мы можем назвать всё, что нас окружает, имена прилагательные помогают уточнить то, что названо существительными. И только глаголы могут «оживить » окружающий нас мир).

 Давайте же вместе пользоваться многообразием глагольной лексики.

 

5. Орфографическая пятиминутка.

(Учащиеся записывают слова).

После этого происходит проверка написанного с использованием сигнальных карточек.

Обобщаются знания учащихся.

 (Приложение 1)

 

- Что объединяет все записанные вами слова? (являются одной и той же частью речи, у всех глаголов корни с чередованиями).

- Выделите орфограмму и условия её выбора.

Вывод

- От чего зависит написание букв е-и в данных корнях?

- Можно ли сказать, что корни слов «блеснуть, помирить, примерять, перо, проблески» с этой же орфограммой?  Почему?

 

Какие записанные вами глаголы составляют большую часть?

 

 

6. Работа с иллюстрацией.

Учащиеся работают в парах.

Предлагается рассмотреть иллюстрацию, ответить на вопросы. Заполнить  её своими примерами, доказать свою точку зрения.

 (Приложение 2)

 

-Выполняя данное задание, что повторили? (повторили знания о неопределённой форме глагола).

 

7. Грамматическая викторина.

Учащиеся отвечают на вопросы викторины, доказывая своё мнение.

 (Приложение 3)

 

Вы немножко переключились, отдохнули. Теперь ответьте на следующий вопрос:

 

-Когда, с какой целью мы будем ставить глагол в неопределённую форму? (чтобы определить безударные личные окончания глаголов).

 

8. Работа с текстом.

 Учащиеся читают текст. Отвечают на вопросы учителя.

 

(Приложение 4)

 

- Можно ли назвать прочитанные вами предложения текстом? Докажите.

- Озаглавьте текст.

- На какие группы можно разделить слова в зависимости от орфограмм в них? Какие орфограммы вы увидели в словах?

- Каким правилом вы воспользовались, чтобы вставить окончания глаголов?

- Сколько грамматических основ в  сложных предложениях?.

- Как связаны простые предложения в составе сложного?

- В чём сходство и отличие простых предложений, входящих в состав сложного?

 

- Правописание какой буквы будет зависеть от того, стоит глагол в неопределённой форме или нет?

 

9. Динамическая физминутка.

Учащиеся поворачиваются вправо, если в глаголе пишется –ТЬСЯ, влево, если в глаголе пишется –ТСЯ. Хлопают в ладоши, если слово на другую орфограмму.

 

10. Синтаксический разбор предложения.

Учащиеся выписывают сложное предложения, выполняют синтаксический разбор.

 

- Какие знания о глаголе успели мы повторили?

 

11. Систематизация знаний. Морфологический разбор глагола.

Учащимся предлагается прочитать готовый морфологический разбор глагола, найти ошибки в разборе. Доказать свою точку зрения.

 

(Приложение 5)

 

Далее ученики самостоятельно выполняют морфологический разбор глаголов.

1 вариант выполняет морфологический разбор глагола «встречают»,

2 вариант- глагола «выкатится».

Параллельно два ученика работают на доске. Совместная поверка.

 

12. Подведение итогов урока.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя о глаголе.

 

(Приложение 6)

 

13. Рефлексия.

- Чем занимались на уроке?

- Со всеми ли заданиями вы легко справились?

- Какие задания вызвали у вас трудности при выполнении?

 

 

 14. Домашнее задание:

Составить кроссворд, в который бы входили понятия, информация по теме «Глагол».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Приложение 1

 

Орфографическая пятиминутка.

Блистать, замереть, запирать, прибирать, расстелить, протирать, удирать, приберу, сдерёт, растереть, сдирает, расстилать, поджигать, избирать, собирать, упираться, разжечь.

 

 

Приложение  2

 

Работа в парах:

- В стране Глаголии построили посёлок.

- По какому принципу вы поселите жителей в дома?

- Что объединяет все эти слова? (все глаголы, стоят в неопределённой форме).

- Чем отличаются жители глаголы, жители разных улиц?

- Чем отличаются Жильцы домов на одной и той же улице?

- Можно ли определить время, лицо, число этих глаголов? Почему?

 

 

                            Приложение 3

                     

Грамматическая викторина

1.У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами? (смеркалось, хотелось, появилось, началось и т.д.)

2. У каких глаголов в конце большое помещение? (сказал, помазал, указал и т.д.)

3. У каких глаголов нельзя определить время? (у глаг. в неопредел. форме)

4. С какой буквой Ф-помогать, без Ф- торжественно шагать? (шефствовать и шествовать).

5. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить ещё л? (металл)

6. Какие глаголы читаются одинаково слева направо и справа налево? (летел, лакал, латал, лишил и др.)

7. Какой глагол называет вас своим?

8. Какие глаголы своими окончаниями нам велят есть?

9. У каких глаголов вместо окончания личное местоимение 3-го лица множественного числа в дательном падеже? (глаголы 1 лица мн. числа).

 

 

                                           Приложение  4

 

Работа с текстом

 

Природа Заполярья скромна и неброска.  (З,С)десь тебе (не) поп.дутся деревья-великаны, (не) встрет…ся и заморские р…стения. Но каждый залюбу…ся стройными р…бинками на горо…ской улице, прислуша…ся к крику чаек, которые встречают корабли.

Застав…т тебя улыбну…ся и первые лучи долгожданного со...ца. Радос…но заб…тся сер…це, когда прекрасное св…тило полностью выкат…ся из(за) г…ризонта.

 

 

 

Приложение 5

 

 

(На доске морфологический разбор глагола)

I. Прислушается- глагол (что сделает?) обозначает действие предмета.

II. 1. Н.ф.- слушать

2. переходный, совершенного вида, 2 спряжения, возвратный.

прошедшее время, ед. число, м.р.

III. На улице (что сделает?) прислушается .

 

 

 

Приложение 6

 

1. Что обозначает глагол? (действие)

2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)

3. Как изменяется глаголы? (по временам)

4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются … (по лицам и числам)

5. В Прошедшем времени … (по родам (в ед.ч.) и числам)

6. В предложении глагол бывает … (сказуемым, реже другими членами предложения)

7. Как отличить глаголы совершенного и несовершенного вида?  (глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? …, несовершенного что делать?)

8. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)

9. Пишется или нет в Н.Ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да)

10. Когда ещё пишется ь знак после шипящих на конце глаголов? (во 2-ом лице ед. числа, у глаголов в повелительном наклонении).

11. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)

12. Назови суффикс глагола прошедшего времени? (суффикс -л)

13. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)

14. Сколько спряжений у глагола? (2)

15. Какое окончание у глагола зависит? (ит) бреет? (ет) стелешь? (-ешь)

16. Продолжите цепочку: -Бер- - -бир-…(-пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, стел- стил, блест-блист). От чего зависит правописание гласных в данных корнях?.

 

 

 

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz