Конспект урока
учителя Дергуновой Е.М.
Предмет: русский язык
Возрастная категория: 6 класс
Тема урока: Фразеологизмы
Место урока в системе уроков: Заключительный урок (2
урок) по теме
Цели и задачи урока:
·
развивать
представления о фразеологизмах как об устойчивых сочетаниях слов;
·
формировать
умение находить фразеологизмы в речи, определять их лексическое значение;
·
развивать
образное и аналитическое мышления, творческие способности учащихся, их устную и
письменную речь;
·
обогащать
словарный запас учащихся, употреблять фразеологизмы в речи в соответствии с их
лексическим значением;
·
формировать
умения работать со словарём, использовать справочную литературу;
·
совершенствовать знания о синонимах, антонимах, главных и
второстеп. членах предлож.
Оборудование: интерактивная доска «Interwraite Workspase Software»
Приложение: диск CD-R c материалами по методическому обеспечению педагогических
образовательных технологий
Ход урока
1.
Проверка выполнения
домашнего задания
Задача этапа: проверить выполнение домашнего задания, выявить
имеющиеся знания о фразеологизмах, заинтересовать учащихся предстоящей работой,
создать на уроке комфортную рабочую атмосферу для дальнейшей деятельности.
На рисунке 1 показано изображение со страницы конспекта интерактивной
доски, которое при отсутствии этого технического средства можно заменить
слайдом презентации.
Рис. 1. Страница слайд презентации
2.
Объявление темы
и целей урока
Цели и задачи: объявить учащимся цели
урока, заинтересовать предстоящей работой, указав методы для её выполнения.
3.
Цели и задачи:
формировать умение работать со словарём, определять лексическое значение
фразеологизмов.
Учитель
знакомит учащихся со «Школьным фразеологическим словарём русского языка» и
объясняет основные принципы работы с ним. После этого дети вспоминают
фразеологизмы, вошедшие в русский язык из мифов Древней Греции, записывают их в
тетрадь и находят лексическое значение данных выражений в словаре.
Рис. 2. Словарь
В качестве примеров могут быть взяты
следующие фразеологизмы: авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята,
гордиев узел, гомерический хохот и др. Можно выявить те жизненные ситуации, где
уместно будет использовать данные выражения. На рисунке 2 размещены данные
словаря, с которым работают дети.
4. Контроль
усвоения знаний о фразеологизмах
Задачи этапа: применять на практике полученные знания, формировать
умения аргументированно доказывать своё
мнение, развивать речь, логическое мышление.
Для выполнения следующих заданий учащиеся делятся на группы (по колонкам). За ограниченное время дети письменно отвечают на предложенный вопрос (рис. 3). Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнила задание. Учащиеся доказывают правильность своего выбора и разъясняют лексическое значение фразеологизмов
Рис.3. Выпишите фразеологизмы
Следующее задание
(рис.4) выполняется устно. Учащиеся из каждой команды по очереди находят
лексические значения указанных фразеологизмов, с последним составляется
предложение, которое записывается в тетрадь. Один из учеников выполняет
синтаксический разбор данного предложения, его работа оценивается. Делается
вывод о том, что весь фразеологизм является одним членом предложения.
Рис. 4. Лексические значения
фразеологизмов Рис. 5. Какой член предложения?
Перед выполнением следующих двух заданий учащиеся вспоминают определения синонимов и антонимов, приводят примеры. Работа опять выполняется по группам, последний пример записывается в тетрадь, аргументируется правильность выбора. Подводится промежуточный итог урока, выявляются наиболее активные учащиеся, их работа оценивается.
Рис. 7. Синонимы Рис. 6. Антонимы
5.
Подведение итогов урока,
выполнение самостоятельной работы
Задачи этапа: оценить
уровень знаний, умений и навыков,
над которыми работали на уроке.
6.
Домашнее задание
Задачи этапа: развивать творческие способности учащихся, их устную и письменную речь.
Некоторые детские сочинения размещены в приложении № 2.
Рис. 9. Домашнее задан
Литература
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского
языка. – М: Просвещение, 1989
Богданова Г.А. Уроки русского
языка в 6 классе. – М: Просвещение, 2002
Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык:
Учебник для 6 класса средней школы. – М: Просвещение, 2003
Скоркина Н.М. Русский язык в 6 классе: Поурочные планы. –
Волгоград: Корифей, 2007
Фёдоров С.В., Ээльмаа Ю.В. ИКТ в
предметной области. Часть 1. Гуманитарный цикл: Метод. пособие. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС
«Региональный центр оценки качества знаний и информационных технологий», 2007.